Заметки

SOLID-KISS-DRY-YAGNI-DDD

SOLID

Принцип SOLID в упрощенном варианте означает, что когда при написании кода используется несколько принципов вместе, то это значительно облегчает дальнейшую поддержку и развитие программы. Полностью акроним расшифровывается так:

  • Single responsibility principle – принцип единственной обязанности

на каждый класс должна быть возложена одна-единственная обязанность

или

Класс должен быть ответственен лишь за что-то одно.

  • Open/closed principle – принцип открытости/закрытости (программные сущности должны быть закрыты для изменения, но открыты для расширения);
  • Liskov substitution principle – принцип подстановки Барбары Лисков

(функции, которые используют базовый тип, должны иметь возможность использовать подтипы базового типа, не зная об этом. Подклассы не могут замещать поведения базовых классов. Подтипы должны дополнять базовые типы);

или

Объекты в программе должны быть заменяемыми на экземпляры их подтипов без изменения правильности выполнения программы. Наследующий класс должен дополнять, а не изменять базовый.

  • Interface segregation principle – принцип разделения интерфейса

(много специализированных интерфейсов лучше, чем один универсальный);

  • Dependency inversion principle – принцип инверсии зависимостей

(зависимости внутри системы строятся на основе абстракций. Модули верхнего уровня не зависят от модулей нижнего уровня. Абстракции не должны зависеть от деталей. Детали должны зависеть от абстракций);

YAGNI

Термин YAGNI значит You Ain’t Gonna Need It – вам это не понадобится! Его суть в том, чтобы реализовать только поставленные задачи и отказаться от избыточного функционала.

KISS

KISS – Keep It Simple, Stupid – не усложняй! Смысл этого принципа программирования заключается в том, что стоит делать максимально простую и понятную архитектуру, применять шаблоны проектирования и не изобретать велосипед.

DRY

 – don’t repeat yourself

Or (DIE) duplication is evil

WET

Нарушения принципа DRY называют WET — «Write Everything Twice» (Пиши всё по два раза) или «We enjoy typing» (Нам нравится печатать). Это игра английских слов «dry» (сухой) и «wet» (влажный).

 

Domain-driven design (DDD)

Концепция

Схема архитектуры приложения представляет собой описание одной или нескольких моделей предметной области и их взаимосвязей между собой.

      • Ограниченные связи

Использование нескольких моделей на различных уровнях проекта. Данный подход используется для уменьшения различных связей между моделями, что исключает сложность и запутанность кода. Иногда бывает неясно, в каком именно контексте должна использоваться модель.

Решение: точно определить контекст, в котором используется модель. Определить границы использования данной модели и её характеристики.

      • Целостность

Когда над проектом работает большое количество людей, то есть тенденция дробить модель на более мелкие фрагменты. Чем больше людей, тем более значительна данная проблема. В конечном итоге теряется целостность проекта.

Решение: Постоянное объединение кусков кода от различных разработчиков и проверка работоспособности посредством тестирования. Это позволяет держаться всем разработчикам в одной большой концепции.

      • Взаимосвязь

При работе над несколькими отдельными моделями в большой группе, различные члены команды могут не знать о сущностях других моделей, что усложняет процесс общей сборки конечного продукта.

Решение: на этапе проектирования точно обозначьте, что именно выполняет каждая модель и как она взаимосвязана с другими моделями. В конечном итоге у вас должна получиться карта взаимосвязей моделей.

Что такое DDD? (https://habr.com/ru/company/oleg-bunin/blog/488010/)

Сначала решение проблемы, а потом инструменты. Понятие DDD это не технология, а философия. В философии сначала нужно думать, как решить проблему, а уже потом, с помощью каких инструментов. (!!! См YAGNI)

Работайте над моделями вместе с экспертами в предметной области и разработчиками ПО. Мы должны общаться с людьми из бизнеса: искать общий язык, строить модель мира, в рамках которой наш продукт будет работать и решать проблемы.

Пишите ПО, которое явно выражает модели. Самое важное отличие DDD от простой коллаборации в команде это то, что мы должны писать ПО в том же стиле, в котором говорим с экспертами предметной области. Вся терминология, подходы к обсуждению и принятию решений должны быть сохранены в исходном коде, чтобы даже не технический человек мог понять, что там происходит.

Говорите с бизнесом на одном языке. DDD — это философия о том, как с экспертами из бизнеса говорить на одном языке в рамках определенной области и к этой области применять терминологию. У нас появляется общий язык или диалект в рамках связанного контекста, который мы считаем истиной. Мы создаем границы вокруг архитектурных решений.

Сначала техническая часть, потом — DDD. Скульптор, который высекает статую из камня не читает мануал о том, как держать молоток и долото — он уже знает, как ими работать. Чтобы привнести DDD в ваш проект, освойте техническую часть: выучите до конца Django, прочитайте туториал и перестаньте спорить, что брать — PostgreSQL или MongoDB.

Большинство шаблонов и паттернов проектирования — это технический шум. Большая часть паттернов, которые мы знаем и используем — технические. Они говорят, как переиспользовать код, как структурировать, но не говорят, как применять его для пользователей, бизнеса и моделировать внешний мир. Поэтому фабрики или абстрактные классы слабо привязаны к DDD.

 

 

ACID

Описывает требования к транзакционной системе (например, к СУБД), обеспечивающие наиболее надёжную и предсказуемую её работу. Требования ACID были в основном сформулированы в конце 70-х годов Джимом Греем.

Atomicity — Атомарность

Атомарность гарантирует, что никакая транзакция не будет зафиксирована в системе частично. Будут либо выполнены все её подоперации, либо не выполнено ни одной. Поскольку на практике невозможно одновременно и атомарно выполнить всю последовательность операций внутри транзакции, вводится понятие «отката» (rollback): если транзакцию не удаётся полностью завершить, результаты всех её до сих пор произведённых действий будут отменены и система вернётся во «внешне исходное» состояние — со стороны будет казаться, что транзакции и не было. (Естественно, счётчики, индексы и другие внутренние структуры могут измениться, но, если СУБД запрограммирована без ошибок, это не повлияет на внешнее её поведение.)

Consistency — Согласованность

Транзакция, достигающая своего нормального завершения (EOT — end of transaction, завершение транзакции) и, тем самым, фиксирующая свои результаты, сохраняет согласованность базы данных. Другими словами, каждая успешная транзакция по определению фиксирует только допустимые результаты. Это условие является необходимым для поддержки четвёртого свойства.

Согласованность является более широким понятием. Например, в банковской системе может существовать требование равенства суммы, списываемой с одного счёта, сумме, зачисляемой на другой. Это бизнес-правило и оно не может быть гарантировано только проверками целостности, его должны соблюсти программисты при написании кода транзакций. Если какая-либо транзакция произведёт списание, но не произведёт зачисления, то система останется в некорректном состоянии и свойство согласованности будет нарушено.

Наконец, ещё одно замечание касается того, что в ходе выполнения транзакции согласованность не требуется. В нашем примере, списание и зачисление будут, скорее всего, двумя разными подоперациями и между их выполнением внутри транзакции будет видно несогласованное состояние системы. Однако не нужно забывать, что при выполнении требования изоляции никаким другим транзакциям эта несогласованность не будет видна. А атомарность гарантирует, что транзакция либо будет полностью завершена, либо ни одна из операций транзакции не будет выполнена. Тем самым эта промежуточная несогласованность является скрытой.

Isolation — Изолированность

Во время выполнения транзакции параллельные транзакции не должны оказывать влияния на её результат. Изолированность — требование дорогое, поэтому в реальных БД существуют режимы, не полностью изолирующие транзакцию (уровни изолированности Repeatable Read и ниже).

Durability — Стойкость

Независимо от проблем на нижних уровнях (к примеру, обесточивание системы или сбои в оборудовании) изменения, сделанные успешно завершённой транзакцией, должны остаться сохранёнными после возвращения системы в работу. Другими словами, если пользователь получил подтверждение от системы, что транзакция выполнена, он может быть уверен, что сделанные им изменения не будут отменены из-за какого-либо сбоя.

 

SOA

Сервис-ориентированная архитектура (service-oriented architecture) — модульный подход к разработке программного обеспечения, основанный на использовании распределённых, слабо связанных заменяемых компонентов, оснащённых стандартизированными интерфейсами для взаимодействия по стандартизированным протоколам.

Интерфейсы компонентов в сервис-ориентированной архитектуре инкапсулируют детали реализации (операционную систему, платформу, язык программирования) от остальных компонентов, таким образом обеспечивая комбинирование и многократное использование компонентов для построения сложных распределённых программных комплексов, обеспечивая независимость от используемых платформ и инструментов разработки, способствуя масштабируемости и управляемости создаваемых систем.

EDA

Событийно-ориентированная архитектура (event-driven architecture) является шаблоном архитектуры программного обеспечения, позволяющим создание, определение, потребление и реакцию на события.

Событие можно определить как «существенное изменение состояния». Например, когда покупатель приобретает автомобиль, состояние автомобиля изменяется с «продаваемого» на «проданный». Системная архитектура продавца автомобилей может рассматривать это изменение состояния как событие, создаваемое, публикуемое, определяемое и потребляемое различными приложениями в составе архитектуры.

CQRS

Command-query responsibility segregation (CQRS)

это принцип императивного программирования, изобретённый Бертраном Мейером во время работы над языком программирования Eiffel.

Принцип гласит, что метод должен быть либо командой, выполняющей какое-то действие, либо запросом, возвращающим данные, но не одновременно. Другими словами, задавание вопроса не должно менять ответ. Более формально, возвращать значение можно только чистым (т.е. детерменированным и не имеющим побочных эффектов) методом. Следует отметить, что строгое соблюдение этого принципа делает невозможным отслеживание количества вызовов запросов.

Это стиль архитектуры, в котором операции чтения отделены от операций записи. Подход сформулировал Грег Янг на основе принципа CQS, предложенного Бертраном Мейером. Чаще всего (но не всегда) CQRS реализуется в ограниченных контекстах (bounded context) приложений, проектируемых на основе DDD. Одна из естественных причин развития CQRS — не симметричное распределение нагрузки и сложности бизнес-логики на read и write — подсистемы Большинство бизнес-правил и сложных проверок находится во write — подсистеме. При этом читают данные зачастую в разы чаще, чем изменяют.

 

 

 

Источники

Афоризм дня:
малейшая его погрешность заслуживает порицания. (560)

Leave a reply